ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Чтобы познать человека» нужно его полюбить Л.Бейербах. Любить - значит жить жизнью того человека, которого любишь. А.Н.Толстой Любить - это, значит, не смотреть друг на дру-га, а смотреть в одном направлении. А.Сент-Экзюпери 1.Любите подростка. 2.Систематически познавайте подростка. 3.Верьте в него. 4.Старайтесь понять его. 5.Будьте чутки к его духовному миру. 6.Уважайте человеческие достоинства в подростке. 7.Цените поступок, а не личность. 8.Умейте слышать и слушать подростка. 9.Будьте строгим и добрым . П А М Я Т К А для тех, кто воспитывает ...Чтобы стать настоящим воспитате-лем детей, надо отдать им свое сердце... В. А.Сухомлинский Отношение к детям - безошибочная мера духовного достоинства человека. Я.Брыль 1.Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении. 2.Ясно определите, чего Вы хотите от ребенка и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. 3.Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контро-лируйте каждый наг. Не подменяйте воспитание опекой. 4.Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели. 5.Не пропустите момент, когда достигнут первый успех. 6.Своевременно делать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу - дать осознать услышанное. 7. Прикоснись и тем самым дай почувствовать, что сочувствуешь его ошибке, верь в него, несмотря на оплошности. Дай понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и то же. 8. Воспитание должно быть поэтапным. 9. Воспитатель должен быть строгим, но добрым. Нет столь дурного человека, которого бы Хорошее воспитание не сделало луч-шим. В.Г.Белинский Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, осо-знающим свое достоинство. И.Г.Чернышевский
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!
1.Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно. 2.Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен. 3.В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее и заинтересованное отношение к нему. 4.Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает. 5.Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов. 6.Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка. ОБРАЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!
1.Беседу с подростком надо начинать с дружеского тона. 2.При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать. 3.В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний инте-рес. 4.Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя. 5.Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают. 6.Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках. 7.В процессе общения старайтесь вести диалог на равных. 8.Умейте смотреть на вещи глазами подростка. 9.Обращаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации. ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ 1.Педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника. 2.Начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может, и хочет самоутвердиться. 3.Наличие сплоченности жизнерадостного коллектива группы. 4.Единство педагогических влияний колледжа, семьи и общества. 5.Авторитет воспитателя в глазах подростка. 6.Высокая педагогическая культура воспитания. 7.Воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью. ПАМЯТКА КУРАТОРА по работе с «трудными» учащимися 1.Посещение «трудных» учащихся на дому. 2.Составить психолого-педагогическую характеристику на «трудного» учащегося и группу. 3.Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе «трудных» учащихся. 4.Иметь связь с тренерами, руководителями кружков, преподавателями-предметниками, семьями «трудных» учащихся. 5.Контролировать занятость «трудных» учащихся в общественной работе группы и колледжа, связь их с библиотекой. ПАМЯТКА правила для работы преподавателя с инертными учащимися 1.Не требовать от них немедленного включения в работу: их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно. 2.Следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации. 3.Не нужно требовать от инертных быстрого изменения неудачных фор-мулировок, необходимо время на обдумывание нового ответа: ни чаще. 4.Поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, не следует проводить их опрос в начале пары. 5.Нужно избегать ситуаций, когда от инертного учащегося требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос: инертным учащимся необходимо время на обдумывание и подготовку. 6.В момент выполнения заданий не следует отвлекать их, переключать внимание на что-либо другое. 7.Нежелательно опрашивать инертных учащихся по только пройденному материалу, следует дать возможность позаниматься дома. ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СО СЛАБЫМИ ПО НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ УЧАЩИМИСЯ 1.Не ставить слабого в ситуации неожиданного вопроса и быстрого ответа на него: дать учащемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку. 2.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 3.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал: нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения. 4.Лучше всего не заставлять таких учащихся отвечать новый, только что усвоенный на паре материал: следует отложить опрос на следующую пару, дав возможность учащемуся позаниматься дома. 5.Путем правильной тактики опроса и поощрений (не только, но и замечаниями типа «отлично!», «молодец!», «умница!») нужно формировать у такого учащегося уверенность в своих силах, знаниях, возможности учиться: эта уверенность поможет учащемуся в экстремальных стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных олимпиад и др. 6.Следует осторожнее оценивать неудачи учащегося, ведь он и сам болезненно относится к ним. 7.Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки написанного. 8.Следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. ПАМЯТКА Как куратору работать с педагогически запущенными учащимися 1.Завести тетради-карточки на трудновоспитуемых учащихся. Вести дневник психологических наблюдений. 2.Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками. 3.Совместно с преподавателями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков. 4.Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день. 5.Строго следить за текущей успеваемостью. 6.Ежемесячно проверять читательские абонементы в библиотеке. 7.Ежедневно встречаться с подростками. 8.Регулярно заслушивать трудновоспитуемых подростков на заседаниях Совета по профилактике правонарушений, а при необходимости приглашать на них и их родителей. 9.Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах. 10.Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример преподавателя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка. 11.Вовлекать в трудную деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений. 12.Предупредить возможность неправильных действий учащихся. 13.Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный». 14.Обучить учащихся методам самовоспитания. 15.Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей. 16.Индивидуальное шефство. 17.Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение. 18.Привлечение родительской общественности. 19.Поддерживать тесную связь с инспекцией по делам несовершеннолет-них. Рекомендации по работе с детьми-сиротами. 1. Изучить личные дела поступивших учащихся-сирот и индивидуальные особенности, влияющие на процесс адаптации. 2.Познакомить с традициями учреждения образования, нормами взаимоотношений в нём, основными правами и обязанностями учащихся и педагогов. Важно, чтобы ребята поняли, что эти нормы едины для всех. 3. Оказывать помощь учащимся-сиротам в организации быта в общежитии. 4. Контролировать проведение свободного времени, соблюдение режима. 5. Оказывать помощь в налаживании дружеских связей в общежитии и колле-дже. 6.Проводить работу с учащимися по становлению здорового образа жизни и профилактике противоправного поведения 7.Приобщать к участию в мероприятиях, проводимых в группе и в общежитии. 8.Изучать культурно-бытовые отношения в комнате. 9.Создавать условия для занятий по самоподготовке, разумной занятости в свободное время (посещение кружков, спортивных секций, читального зала, просмотр телепередач и др.) 10. Оказывать социально-педагогическую и психологическую помощь учащимся в период адаптации (адаптационный тренинг, коррекционные занятия, тренинг общения, занятия по подготовке к самостоятельной жизни, тренинг ответственного поведения и др.). 11. Взаимодействие с заинтересованными в жизни учащихся лицами (опекунами, приёмными родителями, родственниками, друзья и др.) 12. Взаимодействие всех участников воспитательного процесса для обеспечения непрерывности адаптации. Тактика воспитателя, куратора, преподавателя, по отношению к учащимся, неблагополучным в системе межличностных отношений 1. Выявление у учащегося качеств, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе, и всяческое их развитие. 2. Постараться больше привлекать изолированных учащихся к жизни коллектива. 3. Замечать даже маленькие успехи слабых, но не подчеркивать это как нечто неожиданное. 4. Не ругать и не отчитывать перед всей группой. 5. Чаще разговаривать с неинтересными ребятами, ведь поведение учащихся во многом подражательно, и когда они видят, что преподаватель, воспитатель, куратор говорит с их одногруппником и ему (преподавателю, воспитателю, куратору) это интересно, они тоже начинают проявлять интерес к этому "неинтересному" ребенку. 6. Стараться обращать внимание на те сферы деятельности в ходе выполнения которых учащийся может проявить инициативу и заслужить признание в коллективе. 7. Оказание помощи в организации дружеских связей в колледже и общежитии. 8. Если в характере учащегося есть отрицательные черты, убедить в необходимости серьёзной работы над собой. 9. Перед учащимися подчёркивать положительные черты характера изолированного учащегося, чтобы помочь наладить отношения с коллективом. 10. Повышать самооценку учащегося, если он не уверен в себе, сомневается в своих силах. Рекомендации по работе С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Регулярно фиксировать неудовлетворительные оценки, выявлять их причины. (Зав. отделением, куратор) Проводить индивидуальные беседы с учащимся по текущей успеваемости. Выяснять причины получения неудовлетворительных отметок, наметить пути их устранения. (Куратор,педагог социальный, педагог-психолог) Организовать индивидуальные дополнительные занятия для предотвращения неуспеваемости. ( Куратор, преподаватели-предметники) Осуществлять дифференцированный подход в обучении на уроках и до-машних заданиях. ( Куратор, преподаватели-предметники) Контролировать текущую успеваемость и, по необходимости, организо-вать помощь в изучении учебного материала. (Куратор, преподаватели-предметники) Строго следить за получением писем с оценками родителями. (Куратор) Поддерживать постоянную связь с родителями, регулярно информировать их об успеваемости, подготовке к занятиям (Куратор, воспитатели) Получать информацию от кураторов об успеваемости (Педагог социальный, педагог-психолог) Консультирование кураторов, преподавателей, воспитателей работающих с учащимся, по вопросам обучения и воспитания (Педагог социальный, педагог-психолог) Нормализация режима, труда и отдыха учащегося, контроль за подготовкой к занятиям (Воспитатели) Проводить индивидуальные беседы «Мой долг - учеба», «Необходимость образования в настоящее время». (Куратор, зав.отделением, воспитатели ) Оказать информационно-консультативную помощь родителям по вопросам воспитания, образования и развития их детей. (Педагог социальный, педагог-психолог) Тактика преподавателя, воспитателя, куратора по отношению к учащимся, имеющим низкую самооценку 1. Учащемуся демонстрировать мягкое, тактичное, чуткое отношение взрослого. 2. Поддерживать оптимистическое настроение, внушать уверенность в успехе, в собственных силах. 3. Оказывать помощь в принятии и исполнении ответственных решений, 4. Отвлекать внимание учащегося от чрезмерного рефлексирования по поводу неуспе-ха, что осуществляется путем переключения его на внешнюю деятельность. 5. Применять преимущественно позитивные оценочные воздействия: похвалу, одобре-ние, ободрение.
Тактика куратора, преподавателя, воспитателя по отношению к детям с высоким уровнем тревожности. 1. Помните, что похвала эффективнее порицания и непродуктивной критики. 2. Делайте поощрение осязаемым для учащегося и желательно незамедлительным. 3. Постоянное внимание к учащемуся - важнейшее условие для со-трудничества с учащимся. 4. Поощряйте не только конечный результат, но и промежуточный. 5. Следует осторожнее оценивать неудачи учащегося, ведь он и сам болезненно на них реагирует. 6. Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного 7.На уроке создать спокойную, не нервозную обстановку.
|