Памятка по организации работы куратора с учащимися находящимися в социально опасном положении НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1. Нормативно-правовая база: А) Декрет Президента РБ от 24 ноября 2006 года №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в редакции Декрета Президента РБ от 05.05.2009г. № 5). Б) Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 05.05.2007 года №30, а также постановления Министерства образования РБ от 25.07.2011г. № 117). В) Инструкция о порядке возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в доход бюджета (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь 30.12.2006 № 140/171). Г) Приказ Министерства образования РБ от 08 мая 2007 года № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите». Д) Постановление Совета Министров РБ № 1728 от 26 декабря 2006 года. Е) Положение о порядке признания детей нуждающимися в государственной защите от 26.12.2006 года. Ж) Положение о порядке предоставления детям статуса детей, оставшихся без попечения родителей, утраты этого статуса и возврата таких детей родителям от 26.12.2006 года. З) Положение о порядке закрепления жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей от 26.12.2006 года. 2. Необходимая документация на несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении: А) Акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (еженедельно). Б) Протокол педсовета или Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В) Выписки из приказов об утверждении решений Советов профилактики. Г) Индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении (обр. вн. на сроки утверждения, планирование конкретной, действенной помощи, обязательность межведомственного взаимодействия, правильность оформления, сроки контроля, обязательность привлечения к воспитанию обоих родителей независимо от места их проживания). Д) План по защите прав несовершеннолетнего. Е) Карта персонифицированного учета. Ж) Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего. Роль куратора в организации работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении 1. Обследование семей несовершеннолетних. Важно при первой встрече с семьей: - состояние доверительности, т.е. демонстрация расположенности к семье, улыбка, одобрение, уверенность в лице; - диалог (главное расположить человека к диалогу, уметь слушать, не растворяться в чужом человеке, но присутствовать в нем, не делать никаких оценочных суждений, проговаривать ситуации: «Я правильно поняла, что…»); - результатом встречи должно быть желание родителей сотрудничать, готовность выполнять рекомендации педагога. 2. Выявление детей, находящихся в социально опасном положении, руководствуясь основными критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего, показателями неблагополучия семьи. 3. Проведение комплекса диагностических мероприятий в семье (изучение жилищно-бытовых условий, особенностей межличностных отношений, специфики личности детей и родителей). При посещении семьи необходимо для себя ответить на вопросы: что происходит? чем это вызвано? что делать дальше? 4. Оформление акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. 5. Комплексное обследование семьи и ее ближайшего окружения с целью выявления ресурсов, на которые в процессе реабилитационной работы можно опираться. 6. Участие в составлении совместно с родителями плана по защите прав несовершеннолетнего. 7. Участие в выполнении плана помощи несовершеннолетнему. 8. Участие в анализе выполнения плана помощи несовершеннолетнему согласно установленных планом сроков. Важно помнить: Декрет Президента Республики Беларусь №18 от 24 ноября 2006 года «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» и другие законодательные акты, которые принимаются государством в поддержку детства, носят профилактический характер и направлены на недопущение и исключение случаев попадания детей в экстремальную ситуацию. Каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, нестабильности с заработной платой, закрытии предприятий, безработице приводит к ухудшению положения детей в семье. Многие семьи оказываются не в состоянии обуть, одеть, прокормить своих детей, купить все необходимое для обучения в школе и для развития ребенка. В то же время усиливается психолого-педагогическая неподготовленность родителей к воспитанию своих детей. Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети. Окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Наиболее типичными проблемами детей из таких семей являются эмоциональная депривация, физическая отверженность, проявляющаяся главным образом в недостаточной заботе, неправильном уходе и питании, физическом, эмоциональном и даже сексуальном насилии. И тогда дети вырастают с убеждением, что мир – это небезопасно место, людям нельзя доверять. Внешне это может проявляться в агрессивном поведении, негативизме, эмоциональной глухоте и отгороженности, конфликтности, нестабильности отношений с окружающими и т.п. Зачастую в поле зрения ребенок попадает, когда ему исполняется 10-13 лет, а за этот период своей жизни, находясь в неблагополучной социальной ситуации, он успевает приобрести опыт асоциального поведения, искалечить свою душу и в конечном итоге перейти в категорию «трудных», педагогически запущенных детей. Но этого можно избежать, выявив такого ребенка в детском саду, в первом классе школы. Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя по набору лексических выражений, неуравновешенности психики, неадекватной реакции, по внешним признакам. Так он подает сигналы неблагополучия: поведение, внешний облик не только говорят о проблемах, которые есть у него, но и призывают на помощь. Не должно быть так, что «трудного» мы выявляем только в среднем звене, когда его поведение уже созрело. Самый мощный инструмент, который существует у педагога – это его умение профессионально наблюдать. На этапе первого психодиагностического минимума выделять группы детей, склонных к дезадаптации. Обязательно уже в первом классе определить, в какой семье живет ребенок, как часто родители интересуются его делами в школе. В семьях, где родители отчуждены от детей из-за чрезмерной занятости, неполных семьях, семьях, находящихся в состоянии развода или после него, семейная ситуация может быть неблагоприятна для жизни и развития ребенка. Важно своевременное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования, анализ обращений близких родственников, соседей, других граждан, анализ правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Основные термины Ребенок, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям, предъявляемым к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия. Социальный патронат над семьей – форма попечения семьи государственными органами, иными организациями, уполномоченными законодательством осуществлять защиту прав и законных интересов детей, в целях восстановления способности семьи к выполнению обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию ребенка и защите прав и законных интересов ребенка. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ социально опасного положения несовершеннолетнего Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего 1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью) Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер 2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия 3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.) Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3(ч.2), 17.4, 17.5, 17.8 КоАП РБ 4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму) 5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях) Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты 6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера Социальная изоляция несовершеннолетнего Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых Отрицательное влияние сверстников, взрослых Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др. Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания
|